?

Log in

No account? Create an account

Булат Окуджава - афиша

"На ясный огонь..."


Previous Entry Share Flag Next Entry
"Булат Окуджава - Редкая Птица" - статья Вадима Бежина
alik_ardov wrote in bulatconcert
Всегда были, есть и будут явления, события, а, главное люди, которые как незаходящее солнце светят нам из прошлого: давнего и совсем близкого, – светят, чтобы мы не разучились различать белое и черное, чтобы не переступали черту, разделяющую добро и зло.
Один из таких людей, несомненно, Булат Окуджава. Это он просил: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке...»; это он убеждал: «Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство!»; это он молился: «Господи, дай же ты каждому и не забудь про меня...»; это он сказал: «Ваше величество, женщина....»; это он, «дворянин арбатского двора» был и остаётся бессменным «дежурным по апрелю».
Этому блестящему дуэту принадлежат такие шедевры, как «Песенка кавалергардов» из кинофильма «Звезда пленительного счастья», «Ваше благородие, Госпожа Удача»  из «Белого солнца пустыни» (обе картины В. Мотыля); «Любовь и разлука»  из кинофильма «Нас венчали не в церкви»  Б. Токарева. Всенародную известность и любовь принесла Окуджаве песня «Мы за ценой не постоим...» из художественного фильма «Белорусский вокзал». Причём сначала она не понравилась режиссеру  Андрею Смирнову, но Альфред Шнитке, писавший для этой картины музыку, убедил Андрея Сергеевича, что песня «пойдёт». И она «пошла», сразу после премьеры став популярной, а через годы – поистине народной песней.
Нужно сказать, что появление на «огневом рубеже»  советского литературного фронта не было для Б. Окуджавы мирным – оно ознаменовалось скандалом, связанным прежде всего с тем, что поэт взял в руки гитару и запел свои стихи. «О цене шумного успеха», « Бремя славы»  – поэта наотмашь били со страниц «Комсомольской правды», «Вечерней Москвы», но это никак не отразилось на отношении к нему слушающей, а, главное, поющей  и любящей его публики.
В семидесятые годы трудно было найти человека, который был бы незнаком с творчеством Булата Окуджавы.
Жанна Бичевская была первой из советских исполнителей, кто записал пластинку с песнями Булата. Этот виниловый диск-гигант был выпущен фирмой «Мелодия»  в 1985 году. А в 1989-м Бичевская получила «Золотую гитару»  Сан-Ремо. Этот почётный приз вручается артистам за выдающиеся заслуги перед мировой песенной культурой. И мало кто помнит, что в упомянутом уже 1985 году, за четыре года до Жанны, « Золотую гитару»  Сан-Ремо получил Булат Окуджава.
С наступлением новой эпохи интерес к творческому наследию Б.Окуджавы не ослабел.
Всё большее число исполнителей включает его песни в свой репертуар. Появляются новые записи: один за другим выходят диски Бориса Гребенщикова, Олега Погудина, Андрея Макаревича, ансамбля бардов «Песни нашего века»… В 2005 году появляется диск «Избранные песни Булата Окуджавы в исполнении группы «Редкая Птица».
Но вернёмся к началу. Группа «Редкая Птица»  появилась на свет в 1997 году, на северной окраине Москвы. Сначала это было трио, потом квартет, квинтет. Играли то, что можно назвать  акустическим бард-роком, в основе которого лежали балладные, фолковые интонации. Группа примыкала к луферовскому театру песни «Перекрёсток», устраивая там премьерные концерты, принимая участие в культурных акциях театра. В течение первых четырёх лет существования «Редкая Птица» записала два альбома, изданных в 1998  и в 2000 годах, и, конкурируя с полусотней любительских и профессиональных коллективов, выступала со своими концертными программами в музыкальных клубах Москвы.
Нужно признать, что за четыре года существования выход ансамбля за рамки клубной жизни, за рамки непостоянной, очень пёстрой аудитории, не состоялся. Вопреки собственным принципам «Редкая Птица» решает принять участие в нескольких песенных конкурсах  и в 2001 году, благодаря решимости и настойчивости Лили Муромцевой, солистки группы,  становится  лауреатом  крупнейшего в России Грушинского фестиваля авторской песни. Следующим был Московский фестиваль авторской песни 2002 года, где группа стала лауреатом, и в том же году – дипломантом Международного конкурса авторской песни «Петербургский аккорд». Нельзя сказать, что предложения  о гастролях и концертах посыпались как из рога изобилия – коллектив переживал трудный период. Нужно было что-то менять. Лиля отложила блок-флейту и взяла в руки аккордеон. Василий Галкин, не оставляя скрипки, утвердил себя в качестве бэк-вокалиста. В группу пришёл поющий бас-гитарист  Сергей Миронов.
В 2003-м году «Редкая Птица» записывает альбом «Папарацци», в котором отразились все противоречия этого периода. Отчаянная разухабистость песенки о молодом фотографе с одной стороны, с другой – горькая, трагичная констатация экзистенциальной безысходности в песне «Праздник» : «…жизнь убивает не сразу…».
Альбом авторский: все стихи и музыку к нему написал Владимир Муромцев. В песнях отсутствует обличительный пафос, скорее, это просто зарисовки с натуры.
В это же время в репертуаре группы появляется несколько песен Булата Окуджавы: «Из окон корочкой несёт поджаристой…», « За что ж вы Ваньку-то Морозова…», «Моцарт».
Владимир Муромцев в интервью радио «Культура»: «Песнями Окуджавы овеяно моё детство. В отсутствии матери – она часто бывала в научных командировках и экспедициях – моей нянькой была родная тётка Тамара, у которой было много кумиров, но главными – Александр Вертинский, на концертах которого она бывала и чей автограф хранила между картонными страницами одного из своих фотоальбомов, и Булат Окуджава. Вертинского она не пела, а только говорила о нём, а вот песни Булата были частью её повседневного репертуара, поэтому вместо колыбельной я, засыпая, мог услышать «Господи, мой Боже, зеленоглазый мой…», или песенку о синем троллейбусе. Благодаря своим друзьям, у которых в ту пору был магнитофон. Тамара знала все песни Окуджавы.
Одна из причин, по которой «Редкая Птица» стала исполнять песни Булата Окуджавы, до банальности проста: эти песни, для каждого по-своему, были близки всем участникам коллектива.
К 2005-му году становится очевидным, что тема Окуджавы в творчестве «Редкой Птицы» – это не просто возможность спеть несколько песен в сборном концерте, пусть даже этот концерт самого высокого уровня, – это новый поворот судьбы, это возможность построить из песен Булата оригинальную концертную программу и, конечно, записать новый аудио-альбом. Денег не было, и тогда возникла идея подписного листа: люди давали, кто сколько мог.  За четыре месяца и с очень скромным бюджетом альбом был записан. В поддержку этого диска группа дала более трёх десятков концертов, встречая как безоговорочное одобрение своей интерпретации песен, так и не менее безоговорочное неприятие новой эстетики. Конечно, в сопровождении гитары, аккордеона, скрипки и бас-гитары, в оригинальных аранжировках  даже хорошо знакомые песни Булата Шалвовича слушатель воспринимал иначе, нежели спетые самим автором.
Владимир Муромцев в разговоре с Андреем Максимовым на радио «Маяк»: «Мы не претендуем на истину в последней инстанции, мы не гонимся за нарочитой эффектностью аранжировок, но я хочу сказать, что мы работаем над каждой песней. Не стараясь встать на место автора, я, скорее, рассказываю эти песни самому себе, прислушиваюсь к ним, и сами собой возникают различные музыкальные сюжеты, и некоторые из них накрепко срастаются с песней. Ведь если взять историю Ваньки Морозова, то это фабула романа, готовое кино – ну какое же кино без музыки?»
Я начал с истории Жанны Бичевской – её благословил сам Мастер. «Редкую Птицу» благословили два близких друга Булата Окуджавы: Бэлла Ахмадуллина и Евгений Евтушенко. Нашим героям нужно было сойтись и это произошло: в 2009 году Жанна Бичевская и «Редкая Птица» приняли участие в концертном туре по польским городам  в составе российско-польской группы артистов. Жанна, очень популярная в Польше, выходила на финал, а перед ней – «Редкая Птица» и уходила под овации зала.
Вот, пожалуй и всё. Осталось рассказать, кто есть кто в  «Редкой Птице».
Владимир Муромцев  – руководитель группы, поэт, член Союза писателей России, лауреат (в составе дуэта с Лилей Муромцевой) Первой Артиады России (1995 год). В группе – гитарист, автор стихов и музыки, аранжировщик, вокалист.
Лиля Муромцева – вокалистка, играет на аккордеоне, блок-флейтах, губной гармонике. Окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Л.Собинова по классу хорового дирижирования; певица (педагог В. Твардовский).
Василий Галкин – играет на скрипке, поёт. Окончил училище им. М. Ипполитова-Иванова (ныне Государственный музыкально-педагогический институт имени М. Ипполитова-Иванова) по классу скрипки и Астраханскую государственную консерваторию (постоянно занят в программе песен Булата Окуджавы).
Сергей Миронов – играет на бас-гитаре, поёт. Учился на эстрадном отделении Московского института культуры. В Редкой Птице с 2002 года.
Дискография (официально выпущенные сольные CD-альбомы):
1. «Запах женщины»  – 1998 год, издательство RDM.
2. «Анимация»  – 2000 год, издательство «Артель Восточный ветер» (с недавнего времени «Артсервис»)
3. «Папарацци»   –  2003 год,  издательство «Музпром».
4. «Соло для редкой птицы»   –  2004 год, издательство «Артсервис».
5. «Булат Окуджава. Избранные песни в исполнении  группы «Редкая Птица» – 2005 год, издательство «Музпром».
6. «Редкая Птица»  mp3 – 2006 год, издательство « MOROZ RECORDS»
7. «Зима до востребования»  – 2010 год, издательство «Музпром».
Сопричастность, созвучность, некое тайное духовное родство делают исполнение «Редкой Птицей» песен Булата Окуджавы запоминающимся, неповторимым, ярким музыкально-поэтическим событием.

К материалу статьи нужно добавить, что к  2011 году состав группы изменился. Пришли два профессиональных
музыканта: скрипач Константин Ильицкий(вместо В.Галкина) и пианист Михаил Перфилов.
Постоянный адрес публикации  http://www.mosoblpress.ru/mass_media/3/94/item20109/